Виктор Сорокин поделился впечатлениями о работе в жюри МК "По ту сторону экрана"
«Фильм открыл мне глаза!" (О конкурсе «По ту сторону экрана. 2017»)
На мою долю выпала едва ли не самая тяжелая работа в моей жизни – «журить» эссе и рецензии конкурса «По ту сторону экрана. 2017». Началось-то все спокойно – с фильма «Бесконечная история» (Вольфганга Петерсона). Но уже после пятой-десятой работы до меня стало доходить, что я оцениваю не эссе и их содержание, а... САМИХ эссеистов! А в этом случае у меня критерии качества совсем иные: для меня все доброжелательные люди абсолютно РАВНЫ! И с каждой новой оцениваемой работой я в этом лишь убеждался: РАВНЫ! Но ведь не для того Оргкомитет Конкурса включил меня в состав жюри, чтобы я всем поставил равные оценки! Никаких проблем не было бы, если бы оцениваемые работы были бездушные – про какие-нибудь там безделушки-побрякушки, а здесь-то: ЭССЕ, которые по своему определению предполагают не наигранное субъективное отношение к оцениваемому фильму.
Эссе – это очень интимная вешь. В эссе люди ОТКРОВЕННО делятся своими чувствами, ценностями, а нередко и жизненным опытом. Поэтому эссе – это, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, личность пишушего, его душа, его чувства. И вот, прочтя уже более половины эссе и рецензий, я не увидел среди них ни одного, где их автор не был бы доброжелательным. А за это ВСЕМ эссеистам я вынужден поставить высшую оценку. Но, согласно своей функции члена жюри, я оказываюсь в орвелловской ситуации: все звери равны, но некоторые равны больше. Вот и приходится изгаляться. Так что у каждого конкурсанта (и у его руководителя), не занявшего первое место, прошу прощения: я больше не буду! (Сами догадайтесь, чего!)
Я считаю, что конкурс эссе как конкурс порочен и прежде всего своей системой качественных критериев. Попытайтесь меня понять. Вот я начинаю читать эссе и сразу вижу, что передо мной почти в натуре стоит замечательный ЧЕЛОВЕК! Ну и какое принципиальное значение имеет то, что он раскрыл тему не под этим углом, а под этим? Ведь одну и ту же вещь все люди видят по-разному! И это хорошо: я читаю работы, и в каждой из них есть что-то СВОЁ, специфическое!
С культурой речи тоже у всех в основом в порядке. В некоторых случаях речь у эссеиста просто блестящая, но выше максимума (для полноценной речи!) оценки нет. В редких случаях встречались недостатки, но если в работе были блестящие МЫСЛИ, то, каюсь, я на опечатки или кривую фразу закрывал глаза: человеческое брало верх над формальным.
Критерий неповторимости и оригинальности тоже, на мой взгляд, большого значения не имеет. А ЧТО же имеет? А имеет, прежде всего, СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ написанного! Некоторые эссе невозможно было читать без сострадания к состраданию писавшего, и мудрости некоторых ребят могли бы позавидовать и седовласые старцы.
И здесь пора сказать о главном феномене этого Конкурса. Конкурсная суть явления хороша, на мой взгляд, лишь тем, что ВКЛЮЧИЛА в ребятах механизм самосовершенствования. Конкурсность заставила сыграть присущую в этом возрасте почти всем детям честолюбивую карту (после чего эту карту можно навсегда выбросить) – практически все дети вырвались из клеток! Ребята пришли побеждать, а вышли из конкурса гораздо более достойными людьми, что важнее любых оценок! Благодаря конкурсу, ребята за считанные дни опередили самих СЕБЯ в своем развитии на годы! До Конкурса это были обычные дети, а теперь почти все они – глыбы Духа! (Было бы хорошо, чтобы они это поняли и держались бы своего сообщества – оно им фантастически пригодится, помяните мое слово!)
Ну а теперь пришло время воздать должное самым главным виновникам и волшебникам происходящего действа. У его истока стоят гении, создавшие восемь фильмов, совершенно особого, почти не известного обычной цивилизации, духа. И пылились бы эти фильмы на полках до скончания века, ЕСЛИ бы не нашлись в мире люди, собравшие эти фильмы воедино и заложившие их в основу опять же не совсем обычного конкурса. КТО додумался предложить ЭТИ фильмы на конкурс? «Проведите меня к нему – я хочу видеть этого человека!» /из роли В.Высоцкого/.
Столь же велика и заслуга Оргкомитета Конкурса, запустившего самый невиданный в истории проект. Осмелюсь утверждать, что по эффекту это действительно самый значимый в Истории проект, и никто меня в этом мнении не переубедит. Можете считать меня сумасшедшим, но я преклоняюсь перед ВСЕМИ участниками проекта от постановщиков фильмов до ребят-эссеистов. Целую неделю я пребываю в обществе самых замечательных людей. Похожим было разве лишь диссидентское общество 1970-х годов. Но существенная разница заключается в том, что диссидентское общество возникло на основе самообороны от преступного государства (под действием «кнута»), а конкурс «По ту сторону экрана» возник из поиска лучшего, из инициативы, по зову души.
Сложность в моей работе как члена жюри залючалась еще и в том, что за каждым эссеистом я видел еще и его школьного руководителя, за которого я переживал не меньше, чем за ученика и который является СТОЛЬ же важным звеном в уникальном СОБЫТИИ: ведь, скорее всего, именно учитель предложил ученику участвовать в конкурсе. Дорогие учителя, не огорчайтесь, если ваш конкурсант не победил в конкурсе, ИБО еще раз: КАЖДОЕ действующее лицо в Конкурсе заслуживает самой высокой оценки!
Да хранит вас всех ЛЮБОВЬ!